Изменились правила направления сотрудников в командировку

Автор:

правила направления сотрудниковНа прошлой неделе кабинет министров подписал постановление № 771, которым вносится ряд изменений/уточнений в Положение, регулирующее порядок направления персонала в служебные командировки. В частности, был конкретизирован перечень документации, определяющей фактические сроки пребывания сотрудников в рабочих поездках (напомним, что 8 января текущего года командировочные удостоверения были отменены). Кроме того, отныне командирование сотрудника в рабочую поездку основывается на письменном решении руководителя. Соответствующее постановление было опубликовано на официальном портале правовой информации РФ 31 июля.

До нынешнего момента учёт командированного персонала вёлся преимущественно на основании проездных билетов (к месту командировки и обратно), которые сотрудник был обязан предоставить в бухгалтерию предприятия непосредственно после возвращения. Кроме того, законодательство предусматривает целый ряд бумаг, которые командированный работник может предъявить в случае служебной поездки на личном автомобиле. Так, речь идёт о всевозможных счетах, квитанциях, путевых листах и т. д. Сюда же можно отнести и поездки в командировки на автотранспорте третьих лиц (по доверенности).

Серьёзным недостатком предыдущей редакции упомянутого Положения было то, что такой документ никак не оговаривал внештатные ситуации, при которых фактический срок пребывания в командировке невозможно подтвердить при отсутствии у работника проездных. Именно поэтому новая редакция содержит развёрнутый список документации, которая при необходимости сможет заменить билеты.

В частности, в поправках к обновлённому Постановлению № 771 обозначены любые учётные документы с места проживания сотрудника в период командировки. Отныне работник имеет законное право предоставить в бухгалтерию квитанцию/талон из гостиницы, пансионата или хостела. Также сюда можно отнести любой договор на предоставление гостиничных услуг.

В тех случаях, если во время нахождения в служебной командировке работник посуточно или помесячно арендовал квартиру/дом у частного лица или специализированной компании, в бухгалтерию предоставляется стандартный договор найма жилого помещения.

Важно и то, что Положение отдельно оговаривает такие ситуации, при которых командированный работник не имеет возможности предъявить ни билетов, ни договора о найме жилья за период поездки. В таком случае потребуется служебная записка или любой документ от принимающей стороны, содержащий срок прибытия и отъезда.

Помимо этого, обновлённая редакция Постановления обращает внимание на то, что под само понятие «служебная командировка» в числе прочих подпадают деловые поездки сотрудников в филиалы и другие структурные подразделения компании-работодателя, которые расположены вне места постоянного трудоустройства командируемого персонала.

Чиновники ожидают, что подобный шаг существенно упростит для руководства и бухгалтерии процесс отправления персонала в служебные командировки.