Окончательно утверждены форма и порядок направления адвокатских запросов

Автор:

Уже с начала будущего года вступает в силу приказ авторства Министерства юстиции РФ, которым определяются все нюансы подачи адвокатских запросов. В числе прочего, документом оговаривается новая процедура оформления и требования к форме, по которой адвокаты отныне будут подавать запросы. При этом запросы могут оформляться как в традиционном бумажном формате (причём, одним из трёх способов, которые мы перечислим ниже), так и в электронном виде. Приказ Минюста № 288, утверждённый 14 декабря, вступит в действие с 3 января. С полным текстом и приложениями можно ознакомиться на официальном сайте министерства.

В приказе № 288 оговаривается тот факт, что адвокаты, желающие направить адвокатский запрос на бумажном носителе, могут сделать это одним из трёх перечисленных ниже способов:

  • написав от руки;
  • распечатав на принтере;
  • машинописным способом.

При этом авторы приказа обращают внимание на то, что все три способа подачи запроса могут считаться равнозначными и не могут являться поводом для предъявления претензий в какой-либо из инстанций. В свою очередь, что касается адвокатских запросов, направляемых в цифровом формате, то они должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым российским законодательством к электронному документообороту, предусматривающему в качестве средства криптографической защиты использование квалифицированной личной электронной подписи.

Установлен перечень требований, включаемых в запрос

Так, новые нормы законодательства требуют включать в адвокатские запросы наименование органа, в который направляется документ, и личные данные адвоката. Также сюда включаются реквизиты соглашения об оказании юрпомощи и нормативы законодательства, которые будут использоваться в процессе рассмотрения запроса. Помимо прочего, нормы юриспруденции обязывают адвоката приложить пояснение о запрашиваемых сведениях и указать в направляемом запросе другую значимую для рассмотрения дела информацию.

Обращаем внимание на то, что перечень перечисленных выше сведений является закрытым. Законодательство позволяет адвокату использовать оригиналы любых документов, а также их копии (заверенные). Для того чтобы добиться принятия приказа в его нынешнем утверждённом виде Минюсту довелось внести немало поправок на стадии доработки и общественных обсуждений, вызвавших немалый резонанс. Первоначальная форма приказа № 288 подразумевала использование копий адвокатского удостоверения/ордера/доверенности, которые, по задумке авторов законопроекта, должны были подаваться совместно с направляемым запросом.

Как и куда направляется запрос

Адвокатские запросы, составленные в бумажном формате, отсылаются в соответствующий орган по почте/факсу или же доставляются лично в руки получателю. Электронные адвокатские запросы направляются непосредственно в органы только в том случае, если у организации-получателя имеются все возможности (включая технические) для получения и рассмотрения такого документа. Все запросы проходят процедуру регистрации в специальном журнале, ведение которого возложено на адвокатское образование.