В России введут электронные «больничные»

Автор:

электронные больничныеВ рамках поэтапного перехода на документооборот в цифровом формате уже в самом ближайшем будущем планируется введение электронных больничных листов. В настоящее время на рассмотрении Госдумы находится правительственный законопроект, предусматривающий введение на российских предприятиях и в частных компаниях листков нетрудоспособности в виде электронных документов с криптоподписью. Ранее проект был одобрен думскими комитетами по охране здоровья, а также труду/соцполитике, которые настоятельно рекомендуют членам парламента поддержать инициативу и принять указанный документ в первом чтении.

Разумеется, о полном и безальтернативном переходе бухгалтерии на цифровую документацию речи пока не ведётся: как электронные, так и традиционные бумажные больничные листы будут иметь равнозначную юридическую силу. При этом листки временной нетрудоспособности в цифровом виде будут формироваться в единой автоматизированной инфосистеме, а в качестве криптозащиты будут использоваться уже прочно вошедшие в обиход квалифицированные электронные подписи медицинских работников, которые будут оформлять больничные.

В то же время, Минтруд обращает внимание на то, что рассматривает одновременное хождение цифровых больничных листов и документации на бумажных бланках как исключительно временное явление. Чиновники выражают надежду, что в будущем электронные листки полностью вытеснят устаревший бумажный аналог. Что касается права выбора, то на первых порах пациенты смогут самостоятельно решать, какой формат листов временной нетрудоспособности им необходимы для предоставления по месту трудоустройства. Таким образом, электронные больничные никому не будут навязываться и будут выдаваться исключительно при добровольном согласии застрахованного работника.

Оператором единой информационной системы, в которую в онлайн-режиме будут вноситься данные о выданных электронных больничных листах, выступит ФСС. Помимо этого, доступ к инфосистеме планируют предоставить медицинским учреждениям, а также непосредственным предприятиям-работодателям (при наличии соответствующей регистрации). Впрочем, для работодателей такой доступ будет крайне ограниченным — руководителям и сотрудникам бухгалтерии будут доступны сведения исключительно о собственных сотрудниках, причём, трудоустроенных на предприятии в текущий момент времени.

По мнению авторов законопроекта № 27 110−7, введение между учреждениями и предприятиями электронного документооборота поможет избежать сразу нескольких негативных явлений. В частности, Минтруд надеется при помощи цифровых документов свести к минимуму количество сфальсифицированных листков временной нетрудоспособности, а также других случаев мошенничества с больничными. Кроме того, такая мера поможет сэкономить время, затрачиваемое медработниками на оформление документов, и снизить расходы на печать бумажных бланков.

Если законопроект своевременно пройдёт все необходимые для одобрения этапы, положение может вступить в законную силу, уже начиная с первого января будущего года.